Особенности организации духовно-нравственного воспитания осуждённых

В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение заключенным со служением Себе:«В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 36). История сохранила множество примеров помощи святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении. Русская православная традиция искони предполагала милость к падшим. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной вологодской церкви к заключенным с таким словом: «Не для обличения вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание. Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней верою, покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь простирает со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете от смерти в жизнь!».

В Бобровской ВК на протяжении более двадцати лет осуществляется сотрудничество сотрудничество Русской Православной Церкви  Воронежской и Борисоглебской Епархии в лице лице священнослужителей и прихожан Успенского храма г. Боброва с сотрудниками и воспитанниками колонии. Данная деятельность строится на основании действующего законодательства и заключенного Совместного плана духовно-нравственного воспитания осуждённых.

Тюрьма в г.Бобров существовала еще в царские времена. Есть упоминание в историческом описании, что в 1906 году на территории тюрьмы была построена церковь. После революционных событий в России храм был разрушен.

В 90-х годах была открыта молитвенная комната в колонии в честь Преображения Господня. В ней регулярно совершались крещения некрещённых воспитанников, исповеди, причащения. Так же там была оборудована небольшая православная библиотека, где каждый желающий воспитанник мог почитать и побеседовать со священником.В молитвенной комнате ежегодно освящались Крещенская вода, пасхальные куличи, мед и яблоки на медовый Спас и Преображение. Всё вышеперечисленное раздавалось воспитанникам. В спальнях воспитанников оборудованы Святые углы с иконами.

По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия 19 июля 2005 года протоиерей Петр Петров совершил освящение Святого Креста, камня и места под строительство храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. С этого момента было начато строительство, которое окончено в июле 2007 года.  Воспитанники привлекались к оказанию помощи  по строительству и благоустройству  храма.6 июля 2008 года Митрополит Сергий совершил торжественное освящение храма.

В храме на протяжении года регулярно и во время Великих Православных праздников: Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Троица, Престольный день храма- святого князя Владимира, Преображение Господне, Медовый Спас и других совершается богослужение, Таинство Покаяния, Крещение, праздничные молебны, освящение воды, пасхальных куличей и яиц.

Учитывая особенность окормления несовершеннолетних, мы проводим образовательную, воспитательную работу, задействуем воспитанников в работах по храму; устраиваем чаепития; праздничные концерты. Прихожане храма стремятся поделиться душевным теплом с ребятами.

1.Воспитанники помогали в строительстве и росписи Владимирского храма на территории колонии.

  1. Устраивались паломнические поездки:

А) Задонский монастырь

Б) Дивногорский монастырь

В) Успенский храм г. Боброва.

  1. Одной из основных наших целей является установление доверительных, теплых отношений с ребятами.

А) Особо хотелось бы отметить внебогослужебную деятельность добровольцев прихожанок Успенского храма Татьяна Ивановна Баженова, Прусакова Людмила Васильевна, Подоприхина Людмила Александровна. Это простые женщины, которые несколько раз в неделю приходят в колонию и общаются с ребятами. Они изучают молитвы, священное писание, жития Святых, просматривают и обсуждают патриотические и духовно-отечественные фильмы. Между ними складываются особые теплые отношения похожие на взаимоотношения матерей и сыновей. Многие воспитанники сохраняют с ними связь и после освобождения- встречаются, переписываются.  Некоторым из них была оказана помощь в трудоустройстве, материальная помощь (вещи, продукты, мобильный телефон, деньги)

Б) Организовываются в праздничные дни чаепития, на которых присутствуют священнослужители и их матушки.

В) Устраиваются праздничные концерты воскресной школы, церковного хора.

Г) Участие в акции «Белый цветок».

Д) После освобождения продолжается связь с бывшими осужденными. Некоторые из них какое-то время были трудниками Задонского монастыря

Е) Воспитанникам оказывается материальная поддержка (канцтовары, гигиенические принадлежности).

  1. Приобщение к церковному служению

А) Осужденные читают акафисты, каноны.

Б) Осуществляют уборку храма.

Г) Обучаются клиросному чтению, пению.

  1. Образовательная деятельность.

А) Каждую субботу и воскресенье проводятся занятия по основам Православия.

Б) Проводятся олимпиады по Православию (посвященные св. равноап. в.к. Владимиру, св. преп. Сергию Радонежскому).

В) Проводятся конкурсы рисунков и сочинений на православную тематику.

Г)  Проводится день православной книги.

  1. Участие в плановой воспитательной работе и деятельности попечительского совета

А) Священнослужители принимают участие в занятиях в школе по подготовке осужденных к освобождению, комиссии по определению условий отбывания наказания и оценке поведения осужденных.

Б) Священнослужители проводят консультации и участвуют в работе выездного  центра «Правовое просвещение» с осужденными.

В) Проводятся беседы в психологическом кабинете с осужденными.

  1. Священники принимают участие в мероприятиях колонии:

А) Родительские дни.

Б)Линейках начала и завершения учебного года.

В) Священники принимают участие в проведении спортивных соревнований.

  1. Межконфессиональный совет.
  2. Проводятся плановые занятия с личным составом учреждения по основам православия. План занятий согласовывается с начальником колонии и настоятелем Успенского храма г.Боброва.

Исправление воспитанников во многом зависит от изменения их отношения к своему прошлому, критическому его переосмыслению. Но прошлый опыт не исчезает сам собой, даже при хорошо организованной воспитательной работе, если специальными воздействиями не разрушать созданный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения. Этому во многом способствует участие в воспитании подростков представителей  православных священнослужителей, акцентирующих свое воздействие на подростков на понимании преступления как греха, на необходимости раскаяния в его совершении, без чего не может быть внутреннего, духовного изменения личности, а следовательно, и исправления.  Государство бессильно положительно влиять на исправление молодых людей: оно не может предоставить им нравственный идеал и образец, которому они должны следовать в своей жизни, не обратившись к Православной Церкви.